Юридическая компания НОРМА
г. Самара, ул. Мичурина, 15
Заказать обратный звонок

+7 927 203-85-10

Как самостоятельно зарегистрировать ИП?

1696

КопинаАннаДмитриевна

Автор текста

«»

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации на территории РФ запрещено. Регистрационные процедуры придется проходить любому гражданину, решившему организовать собственный бизнес.  

Документы для самостоятельной регистрации ИП

Для проведения регистрационной процедуры и получения свидетельства потребуется собрать установленный законодательством пакет документов, который состоит из:

  • Заявления формы Р21001.
  • Копии свидетельства ИНН (если налогоплательщик получал его ранее)
  • Оригинала и копии паспорта.
  • Документов, подтверждающих оплату пошлины за регистрацию.
  • Заявления, которым подтверждается выбор системы налогообложения (может быть подано не позднее месяца с момента государственной регистрации).

Отдельным категориям граждан могут потребоваться дополнительные документы:

  • Иностранцам – вид на жительство или другие документы, разрешающие временное проживание на территории РФ.
  • Несовершеннолетним – согласие родителей (опекунов), заверенное у нотариуса или документы о браке. Документом, позволяющим несовершеннолетнему осуществлять предпринимательскую деятельность, может быть также решение, которым он объявлен дееспособным.
  • Если планируется осуществление деятельности в сфере воспитания или образования детей, не достигших совершеннолетия – потребуется справка о несудимости. Для лиц, которые судимы, разрешение на коммерческую деятельность в сфере образования должна дать комиссия по вопросам несовершеннолетних.   

Порядок самостоятельной регистрации ИП

Помимо сбора документов, еще одним этапом, предшествующим процедуре регистрации, является выбор кодов видов деятельности, которую планирует осуществлять предприниматель. Их выбор проводится с помощью классификатора ОКВЭД. Указывать можно неограниченное количество кодов, включая виды деятельности, которыми предприниматель планирует заниматься в дальнейшем.

После того как подготовительные процедуры завершены можно переходить непосредственно к процедуре регистрации, которая включает несколько этапов.

Этап 1. Заполнение заявление форма Р21001.

Заполнить такое заявление можно вручную или с помощью оргтехники. При ручном заполнении используются черные или синие чернила, не допускаются при заполнении формы помарки, исправления. Заполняется бланк разборчиво печатными буквами.

Если при заполнении используется программное обеспечение, следует учитывать, что заполнять бланк необходимо заглавными буквами шрифтом Courier New , кеглем 18. Двухсторонняя печать документа в этом случае не допускается. Поля, содержащие информацию о ФИО заявителя и его подпись, должны быть заполнены только от руки. Если подпись заявления производится непосредственно в присутствии сотрудников регистрирующего органа или МФЦ, ее нотариальное удостоверение не потребуется.

Этап 2. Оплата госпошлины.

Обязательным приложением к пакету документов для регистрации является квитанция, подтверждающая оплату пошлины. Оплатить ее можно в любом учреждении банка, комиссия за такой платеж взиматься не должна. Квитанция прикрепляется к заявлению. 

Этап 3. Подача документов.

С подготовленным пакетом документов следует обратиться в регистрирующий орган или в МФЦ. Прием документов осуществляется в режиме электронной очереди. После сдачи документов не забудьте взять расписку о получении документов.

Важно. Если предприниматель намерен выбрать упрощенную систему налогообложения, о своем намерении необходимо сообщить в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации, указанной в свидетельстве.

Этап 4. Получение документов.

Подтверждением того, что регистрация осуществлена, является Свидетельство о государственной регистрации ИП. Этот документ будет готов на протяжении трех дней после предоставления заявления в регистрирующий орган. Получить его можно будет лично, предоставив паспорт, подтверждающий личность предпринимателя или через представителя. Полномочия представителя должны подтверждаться нотариально заверенной доверенностью.

Получение документов осуществляется по месту представления документов на государственную регистрацию. При регистрации вы получите:

  • Свидетельство государственной регистрации ИП.
  • Документ, подтверждающий постановку на учет и присвоение ИНН. Данный документ содержит сведения о налоговой, в которую необходимо будет предоставлять отчётность, и дату постановки на учет.
  • Лист записи из ЕГРИП.

Узнать свои статистические коды можно с помощью онлайн-сервисов.

Регистрация в фондах социального страхования и ПФР производится автоматически в режиме единого окна. Уведомление регистрации должно прийти на указанный предпринимателем адрес.

Преимущества и недостатки самостоятельной регистрации ИП

Выполнить процедуру регистрации можно двумя способами:

  • Самостоятельно.
  • С помощью специалиста, предоставляющего соответствующие услуги.

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки, а также определенные риски, с которыми придется столкнуться будущему предпринимателю.

Преимущества самостоятельной регистрации заключаются в низкой стоимости данной процедуры. Фактически ее стоимость ограничивается уплатой госпошлины, которая составляет 800 руб. Получение печати и открытие расчетного счета для предпринимателей не является обязательным, поэтому расходы в этой части можно сократить. Помимо этого самостоятельную регистрацию можно провести в режиме онлайн, воспользовавшись соответствующим сервисом на сайте ФНС.

Недостатком самостоятельной процедуры регистрации является необходимость личного взаимодействия с органами ФНС, что требует затрат времени и соответствующих знаний. Помимо этого существует риск получить отказ в регистрации по причине неправильного заполнения регистрационной формы или предоставления неполного пакета документов. Госпошлина в этом случае не возвращается.

Услуги специалистов при регистрации ИП потребуют дополнительных затрат, однако участие профессионалов в этой процедуре имеет и свои плюсы:

  • Экономия времени. Специалист в короткий срок подготовит все документы, необходимые для регистрации ИП.
  • Минимизация риска получения отказа. Опыт и профессионализм специалистов, занимающихся вопросами регистрации, позволит избежать отказа регистрирующего органа.
  • Возможность предоставления дополнительных услуг. Специалист, который занимался вопросами регистрации, дополнительно предоставит все необходимые консультации по вопросам организации собственного бизнеса.

После того, как получили на руки документы о регистрации ИП и лист записи из ЕГРИП, проверьте правильность указанных в них данных. Ошибки, допущенные по вине регистрационного органа, исправляются достаточно быстро и бесплатно. Более позднее обращение за исправлением ошибок будет проходить через процедуру внесения изменений, что потребует дополнительных средств и времени.