Юридическая компания НОРМА
г. Самара, ул. Мичурина, 15
Заказать обратный звонок

+7 927 203-85-10

Контрактная система (обзор изменений и новых возможностей)

432

КопинаАннаДмитриевна

Автор текста

«Основными новеллами, которые должны повлиять на качество проведения госзакупок, является введение неограниченного доступа к информации о проведении процедур.»

Новые виды проведения торгов, такие как: конкурентные способы торгов (конкурс с ограниченным участием, двуэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двуэтапный конкурс, закрытый аукцион), совместные конкурсы и аукционы (проводимые совместно несколькими заказчиками в случае возникновения у них потребности в одних и тех же товарах, работах или услугах), централизованные торги, имеют множество особенностей и тонкостей, не зная которых Вы, возможно, посчитаете недоступными для себя те объемы работ, которые могли бы себе позволить, приняв участие в таких торгах.

Практика закона 94-ФЗ показала, что незнание участниками торгов процедуры и правил торгов не освобождает их от ответственности, установленной законом.
Новый закон о контрактной системе стал еще более требователен и жесток к участникам.

  • Ужесточились требования к опыту и профессиональному уровню производимых работ и репутации компаний в целом. Так, в случае допущения участником процедурных ошибок в рамках участия в торгах и признания компании уклонившейся от заключения контракта, теперь сведения в реестр недобросовестных поставщиков вносятся не только о самой компании, но и о ее учредителях. Это не позволит, как было возможно ранее, открыть новую фирму и продолжить участие в торгах под другим именем.
  • Изменился порядок предоставления участниками торгов денежного обеспечения, как на участие в торгах и подачу заявки, так и на обеспечение исполнения контракта. Изменения в законе сформулированы таким образом, что теперь участник торгов не сможет «оправдать» свою невнимательность (оплошность, забывчивость и т.д.) или незнание каких-то процедурных норм, ошибкой оператора электронной площадки или банка, оформившего банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта. Правительством Российской Федерации вводится банковское сопровождение контрактов. Устанавливаются требования к банкам (и их исчерпывающий список), формулировкам, указываемым в банковских гарантиях, и иные тонкости и требования, что затрудняет для участников оперативное и свободное оформление обеспечения исполнения контракта.
  • Вводится жесткая процедура антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов, которая не позволит поставщикам и подрядчикам (как это было возможно ранее) безосновательно и безнаказанно занижать цену контракта.
  • Изменяется порядок и сроки обжалования действий и решений антимонопольного органа.
  • Вводится ряд изменений по порядку рассмотрения жалоб и обращений.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.

При этом закон о контрактной системе должен обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. Им регулируются отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для госзаказчиков, мониторингом, аудитом, контролем за соблюдением требований, предусмотренных законом.

Основными новеллами, которые должны повлиять на качество проведения госзакупок, является введение неограниченного доступа к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контрактов; публикации существенных действий заказчика (обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта); создание института общественного контроля за государственными закупками, а также института контрактных служб заказчиков.

Важными и актуальными для внимания поставщиков товаров и услуг, имеющих опыт участия в государственных торгах, являются изменения, вносимые непосредственно в процедуру проведения торгов. Так, в соответствии с положениями контрактной системы изменяются сроки:

  • размещения извещения о проведении торгов;- внесения заказчиком изменений в документацию о торгах;
  • отмены торгов;
  • рассмотрения вторых частей заявок;
  • продления подачи заявок; и т.д.
Кроме того, новый закон предусматривает ужесточение ответственности заказчиков за нарушение законодательства о размещении заказов, а также внедрение ряда антидемпинговых мер.