Практика закона 94-ФЗ показала, что незнание участниками торгов процедуры и правил торгов не освобождает их от ответственности, установленной законом.
Новый закон о контрактной системе стал еще более требователен и жесток к участникам.
- Ужесточились требования к опыту и профессиональному уровню производимых работ и репутации компаний в целом. Так, в случае допущения участником процедурных ошибок в рамках участия в торгах и признания компании уклонившейся от заключения контракта, теперь сведения в реестр недобросовестных поставщиков вносятся не только о самой компании, но и о ее учредителях. Это не позволит, как было возможно ранее, открыть новую фирму и продолжить участие в торгах под другим именем.
- Изменился порядок предоставления участниками торгов денежного обеспечения, как на участие в торгах и подачу заявки, так и на обеспечение исполнения контракта. Изменения в законе сформулированы таким образом, что теперь участник торгов не сможет «оправдать» свою невнимательность (оплошность, забывчивость и т.д.) или незнание каких-то процедурных норм, ошибкой оператора электронной площадки или банка, оформившего банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта. Правительством Российской Федерации вводится банковское сопровождение контрактов. Устанавливаются требования к банкам (и их исчерпывающий список), формулировкам, указываемым в банковских гарантиях, и иные тонкости и требования, что затрудняет для участников оперативное и свободное оформление обеспечения исполнения контракта.
- Вводится жесткая процедура антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов, которая не позволит поставщикам и подрядчикам (как это было возможно ранее) безосновательно и безнаказанно занижать цену контракта.
- Изменяется порядок и сроки обжалования действий и решений антимонопольного органа.
- Вводится ряд изменений по порядку рассмотрения жалоб и обращений.
При этом закон о контрактной системе должен обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. Им регулируются отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для госзаказчиков, мониторингом, аудитом, контролем за соблюдением требований, предусмотренных законом.
Основными новеллами, которые должны повлиять на качество проведения госзакупок, является введение неограниченного доступа к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контрактов; публикации существенных действий заказчика (обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта); создание института общественного контроля за государственными закупками, а также института контрактных служб заказчиков.
Важными и актуальными для внимания поставщиков товаров и услуг, имеющих опыт участия в государственных торгах, являются изменения, вносимые непосредственно в процедуру проведения торгов. Так, в соответствии с положениями контрактной системы изменяются сроки:
- размещения извещения о проведении торгов;- внесения заказчиком изменений в документацию о торгах;
- отмены торгов;
- рассмотрения вторых частей заявок;
- продления подачи заявок; и т.д.